Уинстон Черчилль
После проигрыша Консервативной партии на выборах в 1945 году, Уинстон Черчилль перебрался к другу в США // Фото: svpressa.ru
В 1946 году Уинстон Черчилль маялся на пенсии. Партия Консерваторов проиграла на выборах, и он остался не у дел. По совету своего врача, бывший премьер отправился погостить к другу во Флориду. Как раз в это время он получает предложение от действующего президента США Гарри Трумэна выступить в Вестминстерском колледже в городе Фултон. За выступление Черчиллю пообещали гонорар в пять тысяч долларов, но вряд ли именно денежное вознаграждение стало самым важным аргументом, чтобы легендарный политик отправился в захолустный городишко в штате Индианаполис. Дело в том, что выступить с речью Уинстона Черчилля пригласил сам Трумэн. Для политика было почётным принять участие в мероприятии американского президента, при этом совершенно неважно, место его проведения и сколько он за это получит.
Кроме того, Черчилль нередко говорил о том, что имеет пророческий дар, но его никто никогда не слушает. Так, в 1918 году он настоятельно рекомендовал расправиться с «красной заразой» пока не поздно. Но на Западе на большевиков смотрели больше с интересом, нежели с опаской. В 1938 году Уинстон Черчилль стал чуть ли не единственным, кто активно противостоял политике умиротворения Гитлера. Легендарный британский премьер надеялся, что хотя бы в третий раз его послушают и оценят всю ту угрозу, исходящую от СССР и его идеологии.
Гарри Трумэн
Трумэну было очень выгодно, если об опасности «красной заразы» скажет не он сам или кто-то из его окружения, а посторонний // Фото: вusinessclass.md
Вряд ли всё сказанное Уинстоном Черчиллем в Фултоне стало сюрпризом для Гарри Трумэна. До городка политики добирались вместе. Сначала они ехали на поезде, где Черчилль выпил пять порций виски, а затем на машине. Весьма сомнительно, что Трумэн и Черчилль на протяжение всего путешествия только балагурили или играли в карты.
Трумэну было очень выгодно, если об опасности «красной заразы» скажет не он сам или кто-то из его окружения, а посторонний. Уинстон Черчилль, знаменитый в США как автор афоризмов и великий государственный деятель к тому же имевший среди предков индейцев из племени Чероки, подходил как нельзя лучше. Руками Черчилля Гарри Трумэн как бы прощупывал почву.
Не секрет, что после капитуляции Японии большая часть населения США утратила всякий интерес к внешней политике. Более того, многие американцы с большой симпатией относились к СССР и в частности к русским. Так, американские лётчики в Корее очень удивлялись, что им необходимо обороняться от русских, считая недопустимым стрелять в них. А ряд политиков и учёных на полном серьёзе предлагали абсолютно безвозмездно передать Москве секрет изготовления ядерной бомбы.
После выступления Черчилля, его знаменитых слов о железном занавесе и той опасности, которая нависла над всеми демократическими странами и предложения всем англоговорящим народам объединиться, Трумэн подметил, что мир никогда так не нуждался в лидерстве. Конечно, лидером нового мира должны были стать США.
Иосиф Сталин
Иосиф Сталин воспринял речь Черчилля как подарок. Он даже распорядился удвоить порцию осетровой икры, которую регулярно получал бывший британский премьер из СССР // Фото: tvc.ru
Стоит отметить, что речь Уинстона Черчилля в Фултоне пусть и была видным событием, но историческое значение ей придал именно Иосиф Сталин. По мнению историков, Сталин воспринял высказывания Черчилля о необходимости отстаивать принципы демократии и западные ценности от угрозы, которую для них представляет СССР, как подарок.
Уже в конце сороковых годов советские дипломаты нередко давали понять своим западным коллегам, что если не получится решить вопрос полюбовно, то и не надо. Как позже признавался Никита Хрущёв, после Второй мировой войны в КПСС хотели, чтобы рабочий класс одержал верх во Франции, Британии и других странах.
В свою очередь, признавший Восточную Европу зоной геополитического влияния СССР, Запад не давал своего согласия на тотальную советизацию Чехословакии, Югославии и других государств. Конфликт назревал довольно давно. На этом фоне речь Черчилля стала просто констатацией факта.
Иосиф Сталин крайне редко общался с журналистами. Это происходило только по его личному желанию. После фултонской речи Уинстона Черчилля он назначил встречу Эдди Гилмору из «Ассошиэйтед пресс», где назвал слова бывшего союзника призывом к новой войне. Сталин видел в фултонской речи в первую очередь инструмент внутренней политики. Ничто так не объединяет русских как внешний враг. По завершению Второй мировой войны советским гражданам стали закручивать «идеологические гайки». Если во время войны центральной была идея национального единства и противостояния врагу, то теперь пора послаблений закончилась. Иосиф Сталин в своей речи на заседании политбюро подчеркнул, что сейчас в двери Советского союза крепко дуют капиталистические ветры и поблагодарил Черчилля за то, что он вернул советский народ к реальности.
Таким образом, можно смело говорить о том, что Уинстон Черчилль и его фултонская речь стали лишь катализатором. Гарри Трумэну Холодная война была нужна для того, чтобы вывести США на лидирующие позиции в мировой политике, а Сталину – чтобы объяснить лишения и страдания народа необходимостью противостоять очень опасному врагу.
Хотите больше интересных публикаций от интернет-издания «Русская Судьба»? Экономьте свое время, подписывайтесь на нас в социальных сетях: #Вконтакте #Одноклассники #Фейсбук