Секретарь Узбекской ССР заявил, что на полях, подчиненных ему территорий, собирают 4 млн. тон хлопка // Фото: fb.ru
Иерархия в производстве хлопка
65% всех полей в Узбекистане занимали хлопковые плантации. Подобная котонизация выделила своего «короля» производства, надсмотрщиков, командиров, а также обычных рабочих. Высшая каста отрасли имела огромное влияние, в результате чего стало принято приносить ей некие «подношения», дабы облегчить свое существование. Ими проводилась активная махинация с отчетностью.
На происходящее закрывали глаза даже в стенах Кремля. Между ним и республикой существовала негласная договоренность, которая вполне устраивала обе стороны. «Крестным отцом» хлопковой узбекской мафии стал Ахмаджон Адылов. Его комплекс показывал самые превосходные результаты. Руководитель пользовался особым уважением даже у Рашидова.
Адылов был практически мифическим персонажем. Он был жесток и требовал почти невозможного от собственных рабочих. Газеты регулярно печатали статьи, в которых сообщались огромнейшие успехи «этого удивительного человека». Однако, среди рабочих к нему относились совсем иначе. В работе он был ужасным тираном. Он даже построил специальную тюрьму, в которую сажал провинившихся в его глазах людей. Там они умирали от холода, голода и пыток.
«Крестным отцом» хлопковой узбекской мафии стал Ахмаджон Адылов // Фото: snite-mebel.ru
Процесс расследования преступлений в «хлопковом деле»
Треть денег, которая выручалась при продаже хлопка шла на обустройство инфраструктуры. Остальная часть уходила в карман хозяина и «наверх» вплоть до самого Брежнева. И только после его смерти, когда на пост главнокомандующего ступил Андропов, устоявшаяся система сильно пошатнулась. Против основных коррупционеров завели уголовные дела. Некоторые исследователи тех событий считают, что это пошатнуло здоровье Рашидова, что привело к смерти секретаря. Иная информация утверждает, что управляющий республикой наложил на себя руки.
Группа следствия работала на территории Узбекистана с 1983 по 1939 год. Наиболее активно работали подразделения Николая Иванова и Тельмана Гдляна. За этот период ими и остальными сотрудниками было рассмотрено почти 800 уголовных дел. Более 20 тысяч человек были связанны с преступной деятельностью. Из них приблизительно 4,5 тысячи были привлечены к уголовной ответственности. Среди них были и секретари обкомов, и обычные работники легкой промышленности. Кроме того, в деле были задействованы даже фигуры из иных дружественных государств: Грузии, Украины, Азербайджана, а также Казахстана и др.
Группа следствия работала на территории Узбекистана с 1983 по 1939 год // Фото: uzxalqharakati.com
Дело зацепило даже самого зятя Леонида Брежнева – генерала Чурбанова. Вместе с ним в деле фигурировало еще шесть генералов правоохранительных органов. Четверо из них совершили самоубийство так и не дождавшись судебных разбирательств. К расстрелу был приговорен один из министров хлопкоочистительной промышленности и глава ОБХСС.
Сокровища «хлопковой мафии»
Во время оперативного следствия были изъяты сотни миллионов в рублях и огромное количество драгоценностей. Их было такое огромное множество, что в 1988 году 28 апреля даже была организована выставка, которая представляла на богатство улик.
Однако, некоторые источники утверждают, что изъятое было лишь малой частью награбленного. Ходили слухи, что умер вовсе не секретарь Узбекской ССР Ш. Рашидович, а его двойник. А он сбежал в компании с кругленькой суммой.
Хотите больше интересных публикаций от интернет-издания «Русская Судьба»? Экономьте свое время, подписывайтесь на нас в социальных сетях: #Вконтакте #Одноклассники #Фейсбук