Утопическое социалистическое государство

//06 май 2018, 21:41 182

Большевики, придя к власти, народу обещали светлое и беззаботное будущее. Они, воспользовавшись тяжелым положением страны, совершили переворот, а народ им беспрекословно верил. Ленин, будучи щедрым на обещания, убеждал, что рабочие получат заводы, крестьяне – землю. Говорил, что страна получит полную свободу для всестороннего развития.

Утопия, которую рисовали политики в реальности была очень далеко от народа. Если говорить откровенно, то она для него и вовсе не предназначалась. Даже с приходом ХХ столетия ситуация в корне не изменилась. Коммунистическая утопия была крайне сложной для восприятия обычному жителю страны. Конечно, советское командование пыталось различными способами навязать утопию, но даже красные звезды и плакаты в этом плохо помогали.

Утопическое социалистическое государство

Утопия, которую рисовали политики в реальности была очень далеко от народа // Фото: informburo.dn.ua

Утопия и общество


Основной догмой утопического государства для народа социалистического государства было то, что высшие чины смогут разобраться в любой трудной ситуации. Так, правительство не переставая твердило, что до царя далеко, а до Бога высоко, а вот до местных властей рукой подать. Впрочем, народ уже перестал верить в царя, ведь он не единожды подводил.

Как отображение и некое доказательство существования утопии в социалистическом обществе была литература. Во всех романах писатели показывали, что никакая проблема не решалась без участия высших чинов, а они всегда вмешивались. Как это не удивительно, но утопию в литературе можно было рассмотреть еще в «Капитанской дочке» Пушкина. В произведении возникшую проблему удалось разрешить только после личного вмешательства императрицы Екатерины. На самом же деле русские цари почти никогда не щадили собственный народ. Например, Николай Первый всех декабристов приговорил к казни: большинство расстрелял прямо на площади, пять из них были повешены, а остальные отправились в ссылку. Утопическая царская вера просто плавно перетекла в советскую утопию Ленина, затем Сталина, Хрущева и остальных.


Утопию в литературе можно было рассмотреть еще в «Капитанской дочке» Пушкина // Фото:ea0168.ru

Люди видели, как себя ведет местное начальство и пыталось жаловаться в Кремль. В лучшем случае им приходило обычное ответное письмо. Плохой исход предполагал ссылку для самого доносчика. Ярким примером подобного исхода является ситуация, которая случилась на освоении целины. Каждому обычному работнику, на второй-третий год работ было понятно, что данное мероприятие ни к чему не приведет. Один из научных сотрудников станции Кулунда поделился подобными соображениями на этот счет со своим коллегой – кандидатом сельскохозяйственных наук. Спустя некоторое время в газете «Правда» появилась статья, где последний обозначил абсолютно все негативные моменты освоения «трудных» территорий. Кандидату наук сообщили, что газета предназначена исключительно для местного населения, поэтому он и рассказал все так как есть на самом деле. Однако, не успел он оглянуться, как его выжили с рабочего места. Ученому даже пришлось уехать в Омск. «Утопическое» правительственное правило сработало очень четко и быстро.

Искусство – единственная религия


Революция практически не открыла простому народу никаких перспектив. Однако, люди искусства часто ею вдохновлялись. Так, поэт Александр Блок искренне призывал общественность присоединится к революционному движению. Велимир Хлебников понимал революцию не просто, как борьбу классов, а как настоящий космический переворот. Он ожидал открытие новых законов времени. Брюсов, в свою очередь ожидал образование новой формы жизни, которая будет соответствовать новому стилю, ритму и языку.

В 10 - 20-ые годы в России наблюдалось развитие авангарда. Для него была характерна активная позиция, творческие поиски, энтузиазм и желание разрушить все устоявшиеся принципы. Это стало новым особенным видом искусства, которому были также присуща революционность, социальная направленность и попытки создать что-то новое и совершенное. Маяковский, Каменский и Бурлюк выпускали так называемую газету «футуристов». Они даже придумали для себя особенный кричащий лозунг – «революция духа». Общественность воспринимало их деятельность как радикальную ломку старых культурных устоев.


В 10 - 20-ые годы в России наблюдалось развитие авангарда // Фото: cultobzor.ru/

В живописи новым языком стал кубизм, который развивал идею одоления пространства. Особенно он стал популярным после того, как Малевич создал свой знаменитый «Черный квадрат». Картина стала настоящей иконой, которая освещала не просто новую страницу в жизни страны, но и ее так называемый утопический характер.

Труженики социалистической страны будут жить как короли


Власти подкупали обычных работяг лозунгами о «счастливой зажиточной жизни». Со временем это словосочетание превратилось в настоящий идеологический слоган. Он призывал абсолютно всех к строительству социологического общества. В первый период после революционных событий новые власти приказывали газетам обозревать новое идеальное социалистическое государство. В 30-ые годы власти в тех же средствах массовой информации начали преподносить обычным жителям свои достижения, однако они, как и все остальное, не имели ничего общего с реальной ситуацией. Сталин время от времени выдавал оптимистические крылатые фразы наподобие «Жить стало лучше, жить стало веселее». Все это он подкреплял художественными произведениями, плакатами, газетными рапортами. На спортивных парадах и массовых мероприятиях все были рады и счастливы, однако часто это «счастье» было приказом властей.

В кинофильме «Цирк» была популярная песня, которая очень нравилась советским предводителям. Она была воплощением идеального общества. Одна из ее строчек гласила:

Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет.

Пропаганда всегда изображала атмосферу в стране благоприятной. Рабочий человек видел, что где-то есть человек, радующийся собственной жизни и думал, что у него тоже так выйдет. Опять же с целью пропаганды утопии устраивались многочисленные выставки достижений промышленности, ярмарки и др.

Проводились собрания руководителей государства. На них выступали докладчики с информацией о ликвидации неграмотности населения. Действительно, среднее образование (как и медицина) стало доступно каждому, однако рост материального благосостояния среднестатистического жителя практически не наблюдался. На собрания также сообщалось о небывалом росте урожайности в стране, однако большинство людей при этом голодало. Со всех сторон на магазинных витринах, досках объявлений висели плакаты, которые рекламировали «доступные» пылесосы и икру, а люди в это время не могли купить в магазине себе хотя бы одну пару обуви. Потому как реальная жизнь людей было накрепко связана с понятием «тотальный дефицит».
Хотите больше интересных публикаций от интернет-издания «Русская Судьба»? Экономьте свое время, подписывайтесь на нас в социальных сетях: #Вконтакте #Одноклассники #Фейсбук
≡ Поделиться публикацией ≡
Комментарии