Путь «Рабочего и колхозницы»

//19 мар 2018, 22:16 170

Памятник культуры «Рабочий и колхозница» — это воистину уникальный монумент, который олицетворяет советскую эпоху. Не многие знают, что к нему и обычному граненному стакану приложил руку один скульптор. Фигура мужчины и женщины держат на вытянутых, поднятых в небо, руках орудия своего труда - молот и серп. Именно они и стали настоящим символом крестьянства и пролетариата.

Идея создания этой уникальной скульптуры принадлежит советскому деятелю культуры и наиболее профессиональному архитектору. Согласно его идее «Рабочий и колхозница» должны были олицетворять величие и несокрушимость СССР. Памятник создавался специально для выставки в Париже, проходившей в 1937 году. Для того, чтобы идея максимально воплотилась в реальности власти даже устраивали некий кастинг. Он был закрытый, а приглашались туда исключительно «правильные» из известнейших скульпторов современности.

Путь «Рабочего и колхозницы»

Памятник создавался специально для выставки в Париже // Фото: mir24.tv

Больше всего «судьям» понравился проект архитектора Веры Мухиной. Именно она предложила воплотить простых советских трудяг. Их фигуры должны просто заражать своей уверенностью и мотивировать двигаться только вперед. Именно этот принцип и наблюдался в остальных социалистических символах. Нельзя сказать, что Вера преподнесла абсолютно свою идею. В этом ей помог иной архитектор - Борис Иофан.

Небоскреб


Архитекторы хотели превратить скульптуру в настоящий небоскреб и им почти это удалось. Когда человек останавливался рядом с павильоном в Париже, то у него могло сложиться впечатление, что он стоит рядом с небоскребом. Сама постройка имела высоту 33 метра. Памятник находился рядом с ней. Ощущение его невероятной высоты создавалось благодаря нарастающим составляющим частям, в конце которых и находились Рабочий с Колхозницей.


Архитекторы хотели превратить скульптуру в настоящий небоскреб // Фото: gazeta.ru

Стальную скульптуру помогала изготавливать целая группа профессиональных мастеров. Работа была завершена в течение всего 3-х месяцев. Несмотря на изготовление «на скорую руку» скульптура получила большое число призов.

Прототипы памятника


Однозначно, образы памятника собирательные. Но Мухина брала вдохновение и с совершенно иных источников. Так, всмотревшись можно увидеть античные нотки композиции «Тираноборцы», которая является воплощением афинских жителей Аристогитона и Гармодия.

При изготовлении фигур были приглашены натурщики. Для работы над мужчиной был приглашен артист Игорь Басенко. Однако, он стал прототипом исключительно тела. А вот лицо сделали более «пролетарским». Девушка в свою очередь тоже обладала хорошей фигурой. Ведь настоящая работница всегда выполняет много физической работы.


Натурщиком был приглашен артист Игорь Басенко // Фото: afisha.sarbc.ru

Превращение памятника в брэнд СССР


Готовый памятник в итоге показали на выставке во Франции. Там его ожидал просто ошеломительный успех. Это заставило власти взглянуть по-другому на созданный шедевр. Согласно плану, созданная специально для павильона скульптура после мероприятий подлежала уничтожению. Однако, они в последний момент поменяли мнение. В 1939 году «Рабочий и колхозница» были поселены в Москве на входе в ВДНХ.

К сожалению, новый постамент получился несколько скромнее. Он оказался ниже аж на 10 метров. Однако, этот факт не помешал превратиться ему в идеальную эмблему киностудии «Мосфильм». Памятник в целом стал настоящим брэндом и неповторимым символом. Сегодня, уже мало кто воспринимает «Рабочего и колхозницу» как произведение искусства. Ведь со временем они обросли политическим и идеологическим слоем.

Анна Василевская, которая на тот момент занимала пост главы скульптурного отдела в музее Санкт-Петербурга отозвалась о памятнике следующим образом:

Это, безусловно, гениальная скульптура, которая не имеет никаких аналогов в пластическом плане.

Такая мысль у нее появилась после того, как в ее музее прошла ретроспективная выставка Мухиной. Также она утверждала, что Вере удалось создать уникальный синтез архитектурного искусства и скульптуры. У нее получилось воплотить в неподвижных фигурах стремительное движение.


Вера Мухина - создатель памятника "Рабочий и колхозница" // Фото: culture.ru

Архитектор оказалась новатором. При создании своих шедевров она использовала металл. Абсолютно никто до этого не выполнял свои работы из обычной нержавейки. Но, несмотря на все предубеждения материал удивил своими пластичными свойствами. Он оказался стойким и светоносным – превосходно отражал солнечные лучи, а при определенном искусственном освещении мог даже обрести оттенок. Это вдохновило создательницу на осуществление множества подобных проектов, однако несмотря на все старания завершить хотя бы одни из них так и не удалось.

Хотите больше интересных публикаций от интернет-издания «Русская Судьба»? Экономьте свое время, подписывайтесь на нас в социальных сетях: #Вконтакте #Одноклассники #Фейсбук
≡ Поделиться публикацией ≡
Комментарии