Первый же прообраз коляски был замечен еще в 1733 году. Задумка принадлежит Уильяму Кенту. Сделал он непривычное для того времени изделие на заказ английского герцога У. Кавендиша, пожелавший больше времени проводить со своими шестью отпрысками. Первый прототип коляски был очень сильно похож на обычный транспорт (дилижанс или карету). Сплетеная корзина, прикреплялась на 3-4 коляски. С одной из стороны находилась ручка. Коляску обычно тянул пони, собака или даже коза.
Первый прообраз коляски был замечен еще в 1733 году // Фото: liveinternet.ru
Изделие Кента вызвало интерес. Позволить себе удовлетворить этот интерес могли исключительно богатые люди. Но вскоре знатным мамам очень надоело возить за собой изделие огромных размеров и это ответственное задание они поручили выполнять прислуге. Вскоре няни превратились в полноценных пони. К их счастью, в 1853 году Ч. Бертон изобрел и запатентовал изделие, которое имело ручку сзади, а не спереди. С этих пор няни перестали работать в качестве тягловой силы. Но даже такие коляски были абсолютно не похожи на те, которые ныне производятся. В них ребенок мог занимать исключительно положение лежа. Иными словами, предназначались для детей чуть старше 1 года.
Изобретение Уильяма Ричардсона
В 1889 году в патентное бюро Балтимора пришел американец Уильям Ричардсон. Он желал зарегистрировать собственное детище – коляску. По сравнению с изобретением Кента его коляска была чем-то уникальным. В ней ребенок мог находиться как лицом к маме, так и спиной. Колеса независимо могли крутиться на все 360 градусов.
В коляску можно было запрячь собаку, козу или пони // Фото: olant-shop.ru
Модернизированная коляска Ричардсона пошла на массовое производство. Она стала доступной не только для знати, но и для обычного народа. В коляску можно было запрячь собаку или пони. Богатые люди зная, что такую коляску может купить прислуга, зная что она не является «эксклюзивом», не желали ее приобретать. Однако, вскоре они поняли, что возить своего наследника в коляске вполне благородно. С этого момента колясочные мастера были по уши заняты работой. Каждый мастер во время изготовления вносил свой вклад в развитие дизайнерской мысли. Одной из самых первых и весомых перемен стала замена упряжки на двойную рукоять. С этого момента коляской могли управлять не только животные, но и люди.
Первые трудности
Коляски стали довольно распространенным явлением. Но, власти встретили такое удобство в штыки. Они выдали закон, который твердил, что по тротуарам не может передвигаться транспорт, имеющий 4 колеса. Мастерам нужно было срочно выкручиваться со сложившейся ситуации. Начали конструировать коляски на дух и трех колесах.
После завершения Первой мировой войны коляски превратились в привилегию не только для знатных господ. Как раз в это время произошел бум рождаемости. Распространению колясок поспособствовали и прогресс в производстве сплавов и пластмасс. Модные детали убрали и заменили их хромированной сталью, удешевились и иные элементы. Появился тормоз, возникли новые типы люлек. В итоге коляска стала доступным элементом домашнего быта каждого.
После завершения Первой мировой войны коляски превратились в привилегию не только для знатных господ // Фото: vovashiki.ru
Внешний вид
Менялись дороги, по которым ходили мамы и вместе с ними менялась и коляска. В разное время можно было наблюдать высокие изделия на тонких четырех колесиках (такие коляски могли передвигаться по дорогам с ямками). Также были довольно низкие на совсем крохотных колесах (они ехали по ровной дороге). Некоторые коляски имели свой секрет, к примеру, маленький ящичек, располагающийся в углублении. В него в зимний период времени укладывали теплые камни, чтобы пасажир не мерз. Иногда там находился детский горшок, который в самый нужный момент оказывался под рукой.
В средине ХХ века коляска стала настолько дешевым предметом, что ее мог себе купить абсолютно любой. Когда именно она прибыла в Россию точно неизвестно. Но, работа Удальцовой Н.А. под названием "На балконе" говорит, что колясками уже активно пользовались в 1942 году. На картине изображена большая, широкая четырехколесная коляска. Тогда, когда коляска в Европе и Америке была доступна практически каждому, в России она стоила невероятных денег. Для того, чтобы ее приобрести людям приходилось собирать деньги несколько месяцев. Но, простые люди от этого сильно не страдали, ведь в зимнее время детей возили на удобных санках с прикрепленным к ним коробом. При этом большинство санок были самодельными и соответственно довольно симпатичными.
Тогда, когда коляска в Европе и Америке была доступна практически каждому, в России она стоила невероятных денег // Фото: vas2010.livejournal.com
Хотите больше интересных публикаций от интернет-издания «Русская Судьба»? Экономьте свое время, подписывайтесь на нас в социальных сетях: #Вконтакте #Одноклассники #Фейсбук