Предыстория
В Женеве в 1898 году было совершено жестокое убийство. Анархист Луиджи Лукенни оборвал жизнь императрицы австрийской Елизаветы. Она, на тот момент, была кем-то вроде леди Ди, но XIX века. Ее по сегодняшний день считают одной из самых красивых женщин Европы. Характер у женщины был приветливый и твердый. Родные называли ее «Сиси». Несмотря на все ее черты, император Франц Иосиф не любил свою супругу, и этого даже не срывал. Проводил ночи он исключительно со своими фаворитками.
Франц-Иосиф решил отдать дань своей бывшей супруге, заложив фундамент костела // Фото: mojzagreb.info
Императрица практически не появлялась при дворе. Она постоянно находилась в разъездах. Последняя ее поездка была в Женеву. Оттуда она планировала направиться к Женевскому озеру. Но на одном из причалов города ее сердце резко остановилось. Франц-Иосиф решил отдать дань своей бывшей супруге и по пути в Комарово, где должны были проходить военные учения, «заложил фундамент» костела. Сделал это он в 1903 году во Львове на площади Солярне (сегодня это пл. Кропивницкого). Строительство стартовало только год спустя (в 1904 году). Готовый храм был освящен в 1911 году.
«Биография» культурной памятки
Костел Эльжбеты строился на пожертвования местных жителей. Он задумывался как главный храм, находящийся около железнодорожной станции. Строители планировали построить настолько величественное здание, чтобы оно закрыло собой сам Собор Святого Юра. Таким образом они желали подчеркнуть именно римско-католическую сущность Львова (Собор Святого Юра – греко-католическая постройка). Пройдя долгий путь храм сейчас уже принадлежит греко-католикам. Он был передан им в 1991 году. Тогда же он был и переименован на собор Святы Ольги и Елизаветы.
Костел Эльжбеты строился на пожертвования местных жителей // Фото: ua.igotoworld.com
Основную ответственность по проектированию здания легло на плечи одного из лучших галицких кастелостроителей – Теодора-Марьяна Талевского. Внешней и внутренней отделкой занимались лучшие художники того времени.
Костел Эльжбеты и по сей день является самым высоким памятником города. Его высота достигает 85 метров. Он возводился в стилях, которые олицетворяли и неоготику, и древнеготические формы. К сожалению, большинство историков и культурных деятелей не относят эту постройку к шедеврам архитектуры Львова. Но шпили и величественный вид этого храма завораживает каждого, кто проходит мимо.
Главной скульптурой постройки считается "Распятие с Пристоящими Марией и Иоанном» // Фото: apartila.com
Многострадальный храм
Костел не единожды подвергался обстрелам во время военных действий. Впервые он пострадал в 1918 – 1919 годах в украинско-польской войне. Постройку обстреливали сами же украинцы, потому как в ней прятались поляки. В память о тех событиях на храме выгравирована надпись:
Ex obsidione ruthenorum
В 20-е годы прошлого столетия внутри костела установили огромный орган. Но с приходом советских властей храм запустили. Он припадал пылью и мусором аж до 70-ых годов. Но расчистили его вовсе не для осуществления реставрационных работ. Храм превратили в складское помещение. А ранее установленные роскошный орган был демонтирован, что просто не вкладывается в голове современно человека.
Архитектура Святой Эльжбы
Храм соединил в себе французскую и северогерманскую готическую архитектуру. Также в нем есть небольшая примесь романского стиля. Главной скульптурой постройки считается "Распятие с Пристоящими Марией и Иоанном», которую создал Петр Войтович. В храме особый акцент делается на высоту постройки. Ее шпили тянутся вверх, тем самым подчеркивая уникальность и величественность здания. Несмотря на все он выполнен в довольно простой манере и имеет умеренную декоративную отделку.
Храм имеет три остроконечные шпиля, украшенные крестами. Башни являются жемчужиной католического движения Львова. Они замыкаются в поднебесье и несут шестистопную базилику. Для храма характерна двухуровневая полукруглая апсида (выступающая часть здания), которая смотрит на северо-восток. Внешний фасад обильно украшен готическими элементами: мавританские балконы с ажурными украшениями, арочные окна с цветами на верхней их части, аккуратная лепнина и шпили небольших башенок. Общее оформление выполнено в темной расцветке с белокаменной отделкой.
Храм соединил в себе французскую и северогерманскую готическую архитектуру // Фото: weloveua.com
Во внутреннем интерьере преобладает белое аскетичное убранство. Оно просто великолепно подчеркивает величественные колонны, украшенные миниатюрным лепным узором. Есть целая система сводов с нервюрами, имеющих крестообразную форму. На втором ярусе окна украшены витражными стеклами. Они просто прекрасно сочетаются с наиболее значимой частью храма. Со временем в храм все-таки вернулся духовой орган. Выполнен музыкальный инструмент из дуба и имеет 73 трубы.
В украшении храма непосредственное участие принимал К. Сухольский. Культурная памятка находится в хорошем состоянии, но в ней по сей день ведутся небольшие реставрационные работы. Храм открыт для всех посетителей.
Хотите больше интересных публикаций от интернет-издания «Русская Судьба»? Экономьте свое время, подписывайтесь на нас в социальных сетях: #Вконтакте #Одноклассники #Фейсбук