История борьбы женщин за собственную независимость. Часть 1

//16 сен 2018, 12:52 1 236

Женщина во все времена исполняла роль хранительницы очага. Почти во всех странах мира до минувшего столетия браки имели исключительно религиозный характер, а разводы были под строгим запретом или осуждались обществом. В обязанности супруга входило обеспечение пропитания для семьи. Жена, в свою очередь, должна была воспитывать детей и полностью подчиняться своему супругу. Но настало то время, когда у женщин лопнуло терпение потакать всем прихотям мужчин.

Представительницы слабого пола дрались зонтиками, носили в своих элегантных сумочках молотки, обсыпали мужчин мукой, а главное не боялись сесть за это в тюрьму. Борьба длилась долго, но в конце концов она принесла свои плоды.

XIX век – эпоха суфражизма


Женщины западной цивилизации начали свою борьбу за равноправие в XIX веке. Тогда они создали первую политическую партию, участниками которой был исключительно слабый пол. Тогда женское движение было известно, как суфражизм, а термин «феминизм» появился лишь в ХХ веке.

Идея равноправия появилась еще в XVIII веке во времена Великих французских революционных движений эпохи Просвещения. Тогда она была даже задокументирована вместе с декларацией «О правах человека и гражданина» от 1789 года. Француженки были настолько воодушевлены этой идеей, что начали создавать собственные клубы и участвовали в митингах со словами «Свобода, равенство, братство». Их воодушевление исчезло, когда появилась Конституция новообразованной республики. В ней свободы и права абсолютно не распространялись на слабый пол.

История борьбы женщин за собственную независимость. Часть 1

Женщины западной цивилизации начали свою борьбу за равноправие в XIX веке // Фото: makeout.by

Олимпия де Гуж от лица всех девушек и женщин составила «Декларацию прав женщины и гражданки» (считается первым документом феминистского движения). Но, к ним никто не прислушался. Спустя год М. Уоллстонкрафт выпустила свой труд «В защиту прав женщин», где указала на необходимость предоставить права для женщин. Единственным ответным аргументом мужчин стало утверждение, что слабый пол по своей натуре не умеют быть самостоятельными личностями и в обязательном порядке нуждаются в руководителе.

Право Америки и Великобритании говорили о том, что представительницы прекрасного пола не существуют в юридическом плане, если за ней не стоит муж или отец. Без согласия мужчины двушка не имела возможности владеть собственностью, заключать договоры или выступать в суде. Только в 1867 г. в пользу женщин решил высказаться мужчина. Он предоставил на рассмотрение английскому парламенту соответствующую петицию. С тех пор и начали возникать женские политические группировки. Главное и первое требование, которые выдвинули женские партии, было право на участие в избирательном процессе. Именно поэтому движение того времени известно, как суфражизм, что в дословном переводе значит «право голоса». Помимо этого, женщины хотели посещать и учиться в ВУЗах и иметь равные права на любую собственность.


Олимпия де Гуж от лица всех девушек и женщин составила «Декларацию прав женщины и гражданки» // Фото: diletant.media

Манифест суфражистского движения был продекламирован активистами Америки на самой первой конференции, касающейся прав женщин. Затем около 200 девушек и 40 мужчин утвердили некую «Декларацию чувств». В ней были выложены принципы существования и основные идеи суфражизма. Предложила такое необычное название Элизабет Стэнтон. Она хотела хоть как-то связать свою работу с «Декларацией независимости» Америки. В последней были указаны пункты, которые гласили, что все граждане рождены с равными правами и бог их наделил «неотчуждаемыми правами».

На конференции активисты сумели четко сформулировать лозунг собственного движения. Он провозглашал, что оба пола рождены абсолютно равными. Были высказаны требования партии. Женщины требовали права:
  • на собственный заработок;

  • на развод и опеку над ребенком в случае развода;

  • как полноценные граждане Америки они должны получить все политические права.

Женщины полагали, что своего они могут добиться исключительно при помощи массовых демонстраций.

ХХ век


С приходом следующего столетия малочисленные группы суфражисток в Америке и Англии превратились во влиятельные коалиции. Слабый пол любыми способами пытался внести изменения в законодательстве. Участники партий составляли обращения, петиции, проводили демонстрации, митинги. Часто их действия были довольно провокационными, потому как их основной целью было привлечь внимание общественности, чтобы та поспособствовала проведению реформ. Участницами женских организаций в те времена были в основном женщины, относящиеся к среднему классу. У тех, кто пытался выжить, работая на заводе или фабрике, просто не было времени на общественную активность.

В защиту женских прав согласились выступить социалистические партии. В 1910 г. в Копенгагене социалистка Клара Цеткин предложила каждый год устраивать «женский день». Именно в этот день женщинам не препятствовали в проведении митингов за политическое и социальное равноправие. «Женский день» был назначен на 8 марта. В 1870 высшие учебные заведения впервые открыли двери для студентов женского пола. Однако, чтобы добиться главного требования суфражисткам понадобилось еще 70 лет.


В 1910 г. в Копенгагене социалистка Клара Цеткин предложила каждый год устраивать «женский день» // Фото: opentown.org

Конгресс США лишь в 1920 году принял правку в Конституции, которая давала избирательное право представительницам слабого пола. Англичанки также добились этого приблизительно в тот же период. Однако, до 1928 года голосовать могли исключительно замужние. Наиболее прогрессивной в отношении женского вопроса была Новая Зеландия. Власти страны уже в 1893 году открыли путь женщине в избирательный пункт. Француженки добились своего одни из последних. Они отправились на выборы только в 1946 году. Швейцарские жительницы стали обладательницами голоса в 70-ых. Во многих современных мусульманских государствах этот вопрос остается открытым и по сей день.

Феминизм 60 – 80-ых годов ХХ столетия


В послевоенный период ни у кого не было желания выступать с протестами или высказывать свое недовольство. Женщинам приходилось занимать те рабочие места, которые ранее занимали мужчины. Они начали трудиться в учебных заведениях, фабриках. А по окончанию рабочей смены женщины возвращались домой и занимались своими «обычными» делами: ухаживали за ребенком, готовили, прибирались и т.д. У них не было времени на какие-либо амбиции или общественную деятельность.

В мире феминизма все было спокойно, пока в 1949 году не вышла книга француженки (филолога по профессии) Симоны де Бовуар «Второй пол». Книга была издана в размере 1 тыс. экземпляров. Все они исчезли с полок книжных магазинов практически мгновенно. Книга была переведена на 30 языков мира. Многие женщины на ее страницах увидели собственную судьбу. Писательница пыталась осмыслить женскую судьбу с философской, исторической социальной и антропологической сторон. Она выдвинула предположения того, что именно мешает женщинам себя реализовать, что или кто ограничивает их свободу. Де Бовуар была приверженцем экзистенциализма Сартра, который ставил в центр человеческого существования свободу.


В мире феминизма все было спокойно, пока в 1949 году не вышла книга француженки (филолога по профессии) Симоны де Бовуар «Второй пол» // Фото: savoirflair.com

Ее коллеги феминистки, которые также пытались обратить внимание общественности на проблему свободы, утверждали, что различие женщины и мужчины не заключается в биологии. Они говорили, что положение женщины сформировалось исторически, что оно напрямую зависит от общества и фигуры женщины в нем. Де Бовуар для написания книги исследовала литературу, мифологию, национальные традиции, семейные устои, принципы воспитания маленьких девочек в этих семьях. Все ее исследования указали на то, что главное препятствие на пути к свободе женщины – это существование женщины в качестве «второго пола». Первым полом она назвала мужчин.

Пик феминистского движения наблюдался в 60-70-ых годах. За этот короткий отрезок времени Европа и Америка пережила много социальных потрясений. Наблюдались студенческие демонстрации и протесты, антивоенные выступления, особенно остро стоял вопрос межрасового конфликта. Черные пытались также добиться для себя право голоса. Журналисты, политики и исследователи справедливо полагают, что к «революционным» движением людей сподвигли именно протесты женщин. Ведь они кардинально сменили систему гендерных отношений почти во всем мире.

Однако женщины в своих протестах часто е имели четко сформированной стратегии их «революция» оказалась неоднородной относительно идейных концепций. В результате выделилось два основных течения феминистского движения:
  • радикальное,

  • либеральное.

Самое массовое движение наблюдалось в Америке. Сторонники последнего именовали себя the women's rights movement (за права). Радикальные выступали с лозунгами the women's liberation movement (за освобождение).
Хотите больше интересных публикаций от интернет-издания «Русская Судьба»? Экономьте свое время, подписывайтесь на нас в социальных сетях: #Вконтакте #Одноклассники #Фейсбук
≡ Поделиться публикацией ≡
Комментарии