Джеймс Вайкери
Джеймс Вайкери – именно так зовут изобретателя пресловутого «25 кадра». В 1957 году никому не известный Вайкери превратился в самую обсуждаемую персону в США. Он заявил, что может заставить потребителей покупать то, что им совершенно не нужно и довольно незатратным способом. Чтобы значительно увеличить продажи, производителям всего лишь нужно было вставить незаметную рекламу в фильм или программу.
В 1957 году никому не известный Вайкери превратился в самую обсуждаемую персону в США // Фото: psyfactor.org
Вайкери утверждал, что на протяжение всего лета 1957 года в одном из кинотеатров Нью-Джерси он проводил эксперимент. В те года за одну секунду зрителям показывалось 24 кадра (сейчас их количество значительно выросло). 25-м кадром Вайкери якобы вставил рекламные фразы «Пей Кока-кола», а также «Голоден? Ешь попкорн». По итогам эксперимента продажи колы в буфете кинотеатра выросли почти на 20%, а попкорна – практически на 60%. Джеймс Вайкери говорил о том, что в его эксперименте приняло участие более пятидесяти тысяч человек. Свою технологию Вайкери назвал сублиминальной (подсознательной) рекламой и объявил о готовности проконсультировать всех желающих её применить за немалое вознаграждение.
Ажиотаж и паника
Крупные компании по всей Америке просто выстроились в очередь к Вайкери. Все хотели заполучить технологию. Ведь не тратится на масштабные дорогостоящие рекламные кампании с привлечением знаменитостей, а просто вставить 25-м кадром в фильм свой рекламный слоган и получить рост продаж – разве это не мечта. Вайкери никому не отказывал. По некоторым данным, на продажах придуманной им технологии, выступлениях и консультациях, он заработал практически 23 миллиона долларов США.
Сублиминальная реклама была настоящей мечтой для производителей // Фото: blog.a-theism.com
Пока Джеймс Вайкери пожинал плоды популярности, журналисты били тревогу. В одночасье вышло несколько десятков статей о том, что технология сублиминальной рекламы необыкновенно опасна. Ведь ею могут воспользоваться власти для подавления инакомыслия, экстремисты, чтобы завербовать в свои ряды как можно больше людей и так далее.
Примечательно, что психологи-специалисты изначально довольно скептически отнеслись к новинке от Вайкери. По их словам, призыв, демонстрируемый доли секунды просто не мог оказать на человека никакого влияния. Тем более, что скрытую рекламу, как говорил Вайкери, потребитель не замечал. Наш мозг воспринимает только ту информацию, которую он получает от рецепторов. Кроме того, очень большое количество информации мозг попросту отсеивает. В противном случае люди давно бы сошли с ума.
Пока эксперты писали разгромные статьи, открыто смеясь над Вайкери и доверчивыми производителями, студент Нью-Йоркского университета Стюарт Роджерс отправился на поиски того самого кинотеатра в Нью-Джерси, где Вайкери проводил свой эксперимент. Как выяснилось, все подходящие под его описание кинотеатры были слишком малы и не популярны, чтобы за три месяца их посетило полсотни тысяч человек. Но что самое главное – их владельцы и киномеханики слыхом не слыхали ни о каком Вайкери и эксперименте с «25-м кадром».
Разоблачение
Когда от Джеймса Вайкери потребовали документального подтверждения своей технологии, он отказался. Тогда телевизионная компания The Radio Corporation of America любезно предложила свои услуги для проведения нового эксперимента. Во время очередного телемагазина свыше трёхсот пятидесяти раз была показана фраза «Звоните прямо сейчас». Для всех было ожидаемо, что никакого эффекта уловка не произвела. Специалисты не зафиксировали даже малейшего прироста звонков.
Тогда Вайкери предложили устроить демонстрацию своей технологии для бизнесменов, журналистов и политиков. Стоит отметить, что к этому времени он говорил о том, что сублиминальная реклама не может быть альтернативой традиционной и скорее воспринимается человеческим мозгом как билборд, увиденный краем глаза во время быстрой езды. Демонстрация Джеймса Вайкери с треском провалилась. Тогда наконец был подан запрос в патентное бюро и выяснилось, что там тоже ничего не знают ни о Вайкери, ни о его технологии.
В 1958 году Вайкери снял деньги со счетов и предпринял попытку скрыться. Но был пойман и посажен в тюрьму. На суде Джеймс Вайкери признался, что всё выдумал ради славы и денег. На самом деле не было никакой технологии и экспериментов. После этого о сублиминальной рекламе в США все забыли.
«25-й кадр» в России
Несмотря на то, что подобной технологии не существует, российские законодатели решили её официально запретить. В РФ незаконно использовать рекламу, влиящую на подсознание потребителя. Тем не менее, «25-й» кадр до сих пор пользуется популярностью. Например, с его помощью лечат алкоголизм и наркозависимость. И что самое ужасное – множество людей отдают деньги псевдоцелителям.
В России с помощью 25 кадра до сих пор лечат алкоголизм и наркозависимость // Фото: ria.ru
Хотите больше интересных публикаций от интернет-издания «Русская Судьба»? Экономьте свое время, подписывайтесь на нас в социальных сетях: #Вконтакте #Одноклассники #Фейсбук