Фотография как особый вид искусства в СССР

//26 май 2018, 16:53 1 492

Современная молодежь и не догадывается каким образом раньше делалась фотографии. Данный процесс можно сравнить с настоящим искусством. Чтобы получить хороший результат необходимо было обдумать массу деталей. При этом кадр делался один, а не как сегодня, 1000 одинаковых.

Сегодня почти все фотографии делаются на цифровые аппараты или мобильные телефоны. Если даже у кого-то и есть пленочный фотоаппарат, то он пылится в далеком углу. Однако подобная ситуация наблюдалась не всегда. Когда-то к каждому отдельному фотоснимку относились крайне бережно. Ведь на такой пленке можно было сделать всего только 36 фото. При этом результат можно было просмотреть исключительно после ее проявления. Наиболее популярным среди любителей фото был агрегат под названием Зенит-ЕТ.

Пленка продавалась в специально предназначенных для этого магазинах в баночках, не пропускающих свет. На ней указывали порог чувствительности изделия к свету: 32, 64, 125, 250 единиц. Наиболее популярной была пленка Фото-64, ведь она была универсальной. После покупки пленки ее необходимо было намотать в полнейшей темноте на кассету. Этот процесс требовал определенного уровня умения. Затем эта кассета устанавливалась в фотоаппарат.

Фотография как особый вид искусства в СССР

Зенит-ЕТ // Фото: goldvoice.club

После того, как пустые кадры заканчивались пленку нужно было правильно проявить. Для этой цели активно использовали бачок. В полной темноте фотографии, находящиеся на пленке, наматывали на некую спираль и укладывали внутрь этого бачка, который был непроницаем для света. После на свету в бачок заливался, приготовленный заблаговременно, проявитель. Настоящие профессионалы делали его из различных химвеществ, отмеренных в строгом количестве, а весах. Те, кто не желал делать его самостоятельно просто делал советующую покупку в магазине. У каждого, кто имел свой фотоаппарат всегда был небольшой запас. Проявитель стоил копейки, а срок его годности был неограниченный.

Процесс проявления фото


Проявитель был порошкообразный и не гомогенный, поэтому после растворения, полученную смесь, нужно было отфильтровать. С этой целью использовалась марля или специальный фильтр. Единственной порции проявителя легко хватало не 2 и больше пленок. Заливаемый в емкость растворитель должен был иметь температуру в пределах 23 градусов, для этого всегда под рукой был гигрометр. После осуществления заливки в течении 10 минут нужно было прокручивать, находящуюся в бочке, спираль с пленкой. Затем проявитель сливался в отдельную тару в ожидании очередной пленки.

Пленку промывали обычной водой. Потом в бачке оказывался фиксаж, который находился там в течение 10 – 15 минут. После емкость снова перемывалась водой. В этот самый ответственный момент становилось понятно как получились фото. Так, если во время наматывания пленка слипалась, то слипшиеся зоны не проявлялись. Но такое могло случиться только у новичков.


Проявитель был порошкообразный и не гомогенный, поэтому после растворения, полученную смесь, нужно было отфильтровать // Фото: hackhook.xyz

Затем пленка полностью высушивалась и аккуратно скручивалась в рулон. Он помещался в ту самую светонепроницаемую коробочку, в которой и продавалась пленка. Эту манипуляцию нужно было проводить крайне аккуратно, ведь можно было поцарапать пленку. Более бережливые фотолюбители имели некий альбомчик, в который и помещали пленку в уже нарезанном виде. Вся эта сложная технология касалась исключительно черно-белых фото. Для того, чтобы проявить цветные нужно было использовать абсолютно иной реактив. Да и технология немножко отличалась. Учитывая этот факт, большинство предпочитали пользоваться фотолабораториями.

Печать фотографий


Проявить пленку – одно дело, а напечатать фотографии – совсем другое. Для этого необходимо было оккупировать на время целую ванную или кухню. В этой комнате делалась кромешная тьма. Крайне желательно было сделать там удобную для себя обстановку, чтобы перемещение было легким и правильными. С этой целью заранее готовилась комната. К сети подключался главный аппарат, который давал возможность получать изображение необходимого размера, а не 35 мм, как на пленке. Назывался он фотоувеличитель. Он всегда шел в одном комплекте с объективом. При чем большая стоимость была у стекла, тем лучшим в итоге было качество фотографий. Также в комплекте находилась лампа и кадровая рамка. Последняя позволяла при красном фильтре корректировать положение и масштаб будущего шедевра. Наливался проявитель, раствор для промывки и фиксаж в кюветы. Все они ставились в четкой последовательности. Рядом лежали негативы, пачка бумаги и щипцы. Подключался фотофонарь. Только после этого начиналось самое интересное.


Фотофонарь // Фото: ay.by

При малом свете фотофонаря, который имел красноватый оттенок лист фотобумаги ложился эмульсией к верху в рамку. Увеличитель вместе с лампочкой поднимались на разную высоту для совершения определенной силы масштабирования. Если конструкция поднималасьвыше, то фото выходило больше. Изображение на бумаге проецировалось с негатива посредством красного фильтра. «Лаборант» определялся с композицией снимка и с его размером, включался красный фонарь. На небольшое время включалась и внутренний свет. В это время проходило проецирование изображения.

Затем бумагу размещали в проявителе, промывали, заливали фиксаж и вновь промывали. Будущее фото помещали в отдельную, специально предназначенную, емкость или обычный тазик с прохладной водой. Снимки высушивались. Для этого они либо развешивались на веревке, либо высушивались на электрической жаровне при помощи глянцевателя (это мог выдержать только особый вид бумаги). Основными деталями в глянцевателе были два зеркальных гибких металлических листа. Фотография укладывалась на лист, лицевой частью вниз, и с помощью небольшого валика из резины раскатывалась. Таким образом она намертво прилипала к листу. Фото вставлялось в глянцеватель и высушивалось при действии повышенных температур. В результате оно обретало особый блеск. Завершающим этапом всех вышеперечисленных действий была художественная обрезка снимков.
Хотите больше интересных публикаций от интернет-издания «Русская Судьба»? Экономьте свое время, подписывайтесь на нас в социальных сетях: #Вконтакте #Одноклассники #Фейсбук
≡ Поделиться публикацией ≡
Комментарии