Как советский истребитель поставил на уши всю Европу

//14 фев 2018, 17:53 172

Май 1987 года. На Красную площадь приземляется легкомоторный самолёт, пилотируемый восемнадцатилетним Маттиасом Рустом. Начинается грандиозный международный скандал, по итогам которого престижу советской ПВО наносится непоправимый удар. Но мало кто знает, что двумя годами позже ПВО стран НАТО пропустило не то что легкомоторный самолёт, а полноценный советский истребитель.

Первый полёт после отпуска


4 июля 1989 года лётчик Николай Скуридин вышел из очередного отпуска и готовился совершить первый полёт. С военного аэродрома истребительного Померанского Краснознаменного авиаполка в районе польского города Колобжег он поднялся в небо на истребителе МиГ-23М, но через какое-то время был вынужден катапультироваться. Скуридин услышал хлопок, а затем истребителя была направлена поисковая группа. Самолёт искали несколько часов и не обнаружив решили, что он утонул. Николай Скуридин, его начальство, а также члены поисковой группы отправились в штаб писать рапорты и никто даже не догадывался, что в это время истребитель находится совсем не в балтийском море, а летит над Европой.

Как советский истребитель поставил на уши всю Европу

Первый полёт после отпуска оказался для Николая Скуридина весьма неудачным // Фото:airwar.ru

Чудесное спасение


Как выяснилось позже, после катапультирования пилота МиГ-23М совершенно чудесным образом прекратил снижение, изменил центровку, обороты двигателя восстановились, включился режим автопилота и истребитель просто полетел дальше. Поскольку на его борту исправно работала система опознавания «свой-чужой», ПВО Польши и Восточной Германии даже не обратили на него внимания, посчитав, что идут штатные учения.

Как испугать Европу


Однако, когда советский истребитель пересёк границу стран Североатлантического альянса, начались проблемы. Самолёт засекли военные Западной Германии. Это произошло не сразу. Немецкие истребители поднялись в воздух уже к тому моменту, когда МиГ-23М подлетел к границе Нидерландов. Здесь для его сопровождения были направлены два американских истребителя F-15.

Когда американцы настигли МиГ и смогли установить с ним визуальный контакт, они были ошарашены. Фонарь кабины был сорван, и в ней отсутствовал пилот. Перехватчикам потребовалось немало времени, чтобы убедить командование, что в кабине советского самолёта действительно никого нет. Когда им это удалось, они получили приказ сопровождать самолёт-призрак. Европейцы боялись, что истребитель несёт оружие массового поражения, ведь всё-таки в то время шла «Холодная война». Кроме того, путь неуправляемого советского самолёта лежал над густонаселёнными районами. Если бы они решились его сбить, то неизвестно, скольких человеческих жизней это могло бы стоить. Европейцы надеялись, что МиГу хватит топлива, и он дотянет до Ла-Манша, где рухнет в воду без каких-либо жертв.

Однако, они просчитались. Практически на самой границе с Францией истребитель начал снижаться. У него закончилось топливо. Поскольку в тот момент он пролетал не над густонаселённым районом, перехватчики просто наблюдали за его снижением. Да последнего они верили, что в этой истории не окажется пострадавших. В результате МиГ-23М упал на жилой дом в бельгийской деревне Беллегем. К несчастью в нём в тот момент находился девятнадцатилетний юноша.


МиГ-23М упал на жилой дом в бельгийской деревне Беллегем. Погиб находящийся в нём юноша // Фото: tokkoro.com

Последствия


Примечательно, что в тот самый день генсек КПСС Михаил Горбачёв прибыл с официальным визитом во Францию. МиГ-23М сделал ему огромное одолжение, упав в Бельгии. Инцидент не получил широкой огласки. После получения ноты от бельгийских и нидерландских властей, советское руководство принесло свои извинения, выплатило компенсацию в практически семьсот тысяч долларов США, а лётчик самолёта-призрака Николай Скуридин выразил свои глубочайшие соболезнования семье Деларе, потерявшей дом и сына.


Советские специалисты забрали останки истребителя и провели собственное расследование, доказавшее невиновность пилота // Фото: allconspirology.org

Злые языки поговаривали, что таким образом командование советских ВВС отомстило Горбачёву за недавние чистки в их рядах после громкого инцидента с Матиасом Рустом. Стоит отметить, что европейцы разрешили специалистам из СССР забрать останки самолёта и провести расследование. Согласно его результатам, вины лётчика в случившемся не было. После также выяснилось, что за последний год самолёт пять раз ремонтировался.
Хотите больше интересных публикаций от интернет-издания «Русская Судьба»? Экономьте свое время, подписывайтесь на нас в социальных сетях: #Вконтакте #Одноклассники #Фейсбук
≡ Поделиться публикацией ≡
Комментарии