Краткий исторический экскурс
Удмурты являются одним из коренных жителей Северного Урала. Они непосредственные сыны и дочери финно-пермских племен, которые некогда страдали от нашествий угров, скифов, тюрок и даже славян. Ранее можно было встретить иное их название – Ары, что переводится «человек». От него и берет свое название земля, на которой они проживают – Арская. Русский народ эти племена также именовал вотяками или пермяками. Сами же Удмурты полагают, что эти названия крайне довольно оскорбительные. Люди, принадлежащие к удмуртам, говорят, как на своем удмуртском наречии, который принадлежит к финно-угорским группам, так и на русском.
Удмурты являются одним из коренных жителей Северного Урала // Фото: komanda-k.ru
Вплоть до 16 столетия Удмурты были не единым народом, а существовало несколько отдельных племен. Самыми первыми в состав Вятской или Арской земли вошли северные племена. Затем, после нашествия татар их территории перешли во владения Великого Московского государства. Южные племена в разные времена подпадали под влияние Волжской Булгарии, Казахского ханства и Золотой Орды. Считается, что они присоединилась к России только в 1558 году. В течение 3-4 поколений удмурты были под покровительством у России и татар. Но только Россия дала возможность не только выжить людям, но и сформироваться, как самостоятельный народ.
Численность удмуртского населения сравнительно небольшая. Согласно переписи населения, которая проводилась в 2010 году на территории Российской Федерации жило 552 тыс. удмуртов. В их родной стране при этом их оказалось всего 410 тыс. Остальные представители народа разъехались в Белоруссию, Украину, Австралию, Узбекистан, Казахстан и др.
Обычаи и религия небольшого народа
Уже на современном этапе жизни у удмуртов сформировалась православная религия, однако так было не всегда. Посмотреть то, какие некоторые дохристианские верования были у этого народа можно сегодня на сельской территории. Так, ранее у удмуртов одним из главных богов был Инмар – бог неба. Помимо него было еще огромное количество верховных (погоды, плодородия и т.д.): Куазь, Кылдысин или Инву. Помимо богов люди верили и в духов, которые были несколько похожи на славянских языческих: дух водной стихии – Вумурт, дух лесов или лесовик – Нюлэсмурт, дух дома– Коркамурт, дух сельского хозяйства – Гидмурт, дух поля и луга – Лудмурт, дух ветров – Т?лпери, а также был дух бора - Ягпери и многие другие. Все вышеперечисленные персонажи являются добрыми, но были также и злые. Главным злодеем среди них был противник Инмара – Кереметь.
Уже на современном этапе жизни у удмуртов сформировалась православная религия, // Фото: udmurt.media
Каждая семья ранее у себя во дворе должна была соорудить ритуальную «скульптуру» - куалу. Возле нее периодически собралась вся семья и молилась богам. В такое ритуальное сооружения всегда вселялся дух. Который являлся покровителем рода – Воршуд. Он требовал, чтобы ему периодически преподносили дань в виде выпечки, а также птиц и животных. Все подношения сжигались в ритуальном пламени. На образовавшемся очаге семья готовила для себя обед. Чаще всего это была каша на бульоне с яйцами и топленным маслом. Было принято эту кашу изначально предлагать богам, и только затем пробовать самим участникам обряда.
В каждом поселении был свой верховный жрец, который при необходимости просил у богов хороший урожай, благую погоду, благополучие и здоровье для всех жителей. Помимо своего шамана деревня имела и собственное место, где проходили все моления. Это была небольшая роща, которую именовали Луд. Заходить на ее территорию можно было исключительно в дни моления. В самом центре располагалось священное дерево. В землю под ним закапывали жертвенные преподношения богам, принадлежащим к нижнему свету. На ветках располагали подношения для среднего света, а на самую верхушку помещали дары, предназначенные для жителей верхнего мира. В качестве жертвы обычно была домашняя животина. В некоторых более старых поселениях Удмуртии по сей день проводятся молебни, а также богам преподносятся их дары.
В каждом поселении был свой верховный жрец // Фото: komanda-k.ru
Особое место в жизни каждого удмуртского поселения играли календарно-обрядовые празднования. В народных гуляньях очень часто принимали участие абсолютно все жители. Весной люди преимущественно выпрашивали у богов одобрения и благословения на проведение полевых работ. В зимнее и осеннее время они высказывали благодарность за полученный урожай, а также просили и в дальнейшем способствовать благополучию. Новый год у народа всегда начинался тогда, когда стартовали новые земледельческие работы.
Сегодня у удмуртов сохранилось много подобных традиций. Каждый из таких праздников люди встречают соответствующими обрядами. В частности, до наших времен сохранили праздник наподобие нашей масленицы - Вой, первый весенний праздник (Пасха) – Акашка, празднование окончания посева и пахоты - Гырон Быдтон, день солнцестояния (Петров) – гербер. До наших дней дошел их Дед Мороз или Тол Бабай, которому люди соорудили даже собственную усадьбу.
Хотите больше интересных публикаций от интернет-издания «Русская Судьба»? Экономьте свое время, подписывайтесь на нас в социальных сетях: #Вконтакте #Одноклассники #Фейсбук