Создание артклуба
Знаменитое и популярное в свое время литературно-артистическое кабаре распахнуло свои двери перед посетителями в 1912 году. Мысль открыть подобное заведение пришла в голову Борису Пронину. Он был выпускником режиссерского курсы столичного театра и трудился вместе с Мейерхольдой. В 1908 году перебрался в культурный центр России и принял участие в создании театра «Дом интермедий» и уникального Общества интимного театра. Свое детище у городского начальника он решил зарегистрировать как клуб существующего Общества интимного театра.
литературно-артистическое кабаре распахнуло свои двери перед посетителями в 1912 году // Фото: ipetersburg.ru
Идея создания кабаре пришла к Пронину в результате того, что большинство артистов во время своих гастролей были практически бездомными и слонялись по улице. Небольшой романтический кабачок стал бы для них настоящим спасением. Любая «бродячая собака» могла бы найти себе место и дешево покушать. Изначально создатель не знал стоет ли называть кабаре «Собакой». Но несмотря на все он хотел, чтоб название было острое и запоминающееся.
Название «Бродячая собака» стало настоящим символом эпохи. Кабаре превратилось в настоящий генератор гениальных идей. М. Добужинский стал создателем эмблемы артклуба. Ею стала собака неопределенной породы, которая держала свою лапу на античной маске. Эмблему повесили точно над выходом. Помимо этого, был придуман, реализован и отточен орден из метала. Он несколько пародировал средневековый: имел «всевидящее око» и треугольное отверстие, а также надпись прямо по центру – «Cave canem», что в переводе с латыни означало «бойся собаку». Идею надписи взяли из археологических раскопок древнеримских домов. Там на полах была написана именно эта фраза.
Художники превратили помещение в таинственную и изысканную обитель // Фото: vk.com
Пронин для кабаре подобрал крайне удачное место. Им был подвал во дворах обычного жилого дома, где сам он также проживал. Это было на пересечении улицы Итальянской и Михайловской площади. В этом же помещении когда-то находился погреб для вина настоящего гурмана П. Дашкова. Пьянящий аромат редких вин с тех пор не выветрился, им и наслаждались все посетители.
Интерьер
Пронин так привлек и заинтересовал художников, что они превратили помещение в таинственную и изысканную обитель. Н. Кульбин украсил одну из комнат разнообразными геометрическими фигурами разных цветов, переплетающихся между собой. С. Судейкин также внес свой вклад в другой комнате. На потолке и стенах он нарисовал большие цветы, а также шеи птиц. Там красовались Арлекин, Пьеро и множество красавиц. Был дон Кихот верхом на своей верной лошади. Подобный каламбур он объяснил тем, что старался повторить дух Бодлера в его стихотворении «цветы зла».
В самом центре большого зала находился круглый стол, за которым могли поместиться тринадцать человек. Над ним красовалась люстра – произведение Н. Сапунова. На ее деревянном ободе было опять же тринадцать свечей-ламп. Украшена она была четырьмя железными цепями. В день открытия туда пришла актриса Ольга Высоцкая. Она, увидев люстру, повесила на нее белую перчатку, а Н. Евреинов – черную полумаску из бархата. Так они и остались там висеть.
Аудитория
Образ бегущей собаки, которая бегала по пустынным петербургским улочкам и вдруг наткнулась на темную угол с приветливым теплым светом, идеально соответствовал духу артклуба. Помещение объединило в себе благородных бездомных и бродяг, приверженцев разных течений искусства. Все посетители собирались там к полуночи, когда театральная жизнь города засыпала. Когда в кабаре заходил очередной гость, об этом оповещали всем остальным при помощи удара в турецкий барабан. Посетители расходились только под утро, когда жители города понемногу просыпались.
В самом центре большого зала находился круглый стол, над ним красовалась люстра // Фото: denvistorii.ru
Для некоторых «Бродячая собака» превратилась в сцену для воплощения своих новых идей. Другие забывались здесь после ужасных разочарований, укрывались от своих жен и любовниц и фальсификаций. Круг постоянных и верных посетителей клуба был удивительно разношерстный и достаточно широк. Большую половину составляли действующие члены «Бродячей собаки»: организаторы клуба, художники, актеры, театралы, музыканты, которые также состояли в интимном театре. Подвал постоянно посещали и поэты, драматурги, прозаики, искусствоведы, театральные критики, композиторы и исполнители. Одним словом, там собирались исключительно люди искусства. Они помогали создателям кабаре, как в финансовом плане, так и во взаимоотношениях с разного рода организациями.
На второй год существования кабаре в нем начали появляться любопытствующие люди, которые хотели понаблюдать, как развлекаются и отдыхают именитые литераторы и артисты. Они желали хоть немного прикоснуться к жизни художественной интеллигенции. Таких посетителей Н. Сапунов назвал «фармацевтами» еще в то время, когда кабаре только создавалось. В результате название крепко привязалось к таким людям. Иногда его заменяли более уничижительным названием «фармацепт».
В кабаре начали появляться люди, которые хотели понаблюдать, как развлекаются и отдыхают именитые литераторы и артисты // Фото: ptj.spb.ru
Хотите больше интересных публикаций от интернет-издания «Русская Судьба»? Экономьте свое время, подписывайтесь на нас в социальных сетях: #Вконтакте #Одноклассники #Фейсбук