Как выглядели народные костюмы Киевской и Московской Руси

//22 янв 2018, 15:18 3 685

Костюм может многое рассказать о народе, его традициях, быте и даже верованиях. Кроме того, по одежде человека можно безошибочно определить, какое место он занимает в обществе и какой достаток имеет. Одежда стала играть немаловажную роль и отражать социальное положение человека много веков назад. Уже во времена Киевской Руси каждый элемент костюма был чётко продуман и имел своё предназначение.

«Базовый» гардероб


Несомненно, одежда простолюдина и представителя привилегированных и знатных сословий серьёзно отличалась друг от друга. В первую очередь это можно объяснить с практической точки зрения. Одежда не должна была мешать крестьянину или ремесленнику работать. Поэтому низшие сословия носили на себе минимальное количество одеяний.

Как выглядели народные костюмы Киевской и Московской Руси

Проснувшись утром, обычный человек надевал рубаху и порты, обувал лапти и отправлялся работать // Фото: sns-sport.ru

Так, проснувшись утром, обычный человек надевал рубаху и порты, обувал лапти и отправлялся работать. Если на дворе стояла холодная погода, то сверху надевалась шуба и валенки. Шубы в Киевской, а затем и в Московской Руси носили почти все без исключения. Без этой одежды было невозможно пережить холода.

Простолюдинки начинали свой утренний туалет с хлопчатобумажной рубахи, сарафана или же поневы (так называлась юбка с геометрическим узором). В Московской Руси поверх надевали душегрею, представлявшую собой предмет гардероба на лямках и длиной до пояса. Она скорее носила декоративный характер, нежели практический.


Простолюдинки начинали свой утренний туалет с хлопчатобумажной рубахи, сарафана или же поневы // Фото: allsimpson.ru

Кроме того, представительницы прекрасного пола обязательно украшали голову. Незамужние девушки заплетали косу низко на затылке, а на голову повязывали украшенную ленту или венец. Барышни, которые уже успели выйти замуж, не должны были показываться на людях с непокрытой головой, так как это считалось неприличным. Замужние дамы носили разнообразные платки, очипки и кокошники.

Праздничные наряды


Если большую часть времени обычные жители Киевской, а затем и Московской Руси проводили в простой, часто грубой одежде, то в праздники они старались максимально украсить себя. Это в первую очередь связано с тем, что в праздничные дни люди были свободны от работы. Они встречались с соседями, родственниками и, конечно же, старались показать, что у них в семье есть достаток. Так как проще всего это было сделать с помощью одежды, то каждый разодевался кто во что горазд.

Одежде уделяли очень большое внимание. В этом вопросе всё зависело от хозяйки. Девушки с самых малых лет учились собирать и сушить лён, прясть, ткать, шить, вышивать, чтобы в дальнейшем они смогли одеть свою семью и передать знания дочери. Чем красивее, тоньше и богаче украшенной была одежда, тем с большим уважением относились к хозяйке.


Чем красивее, тоньше и богаче украшенной была одежда, тем с большим уважением относились к хозяйке // Фото: livejournal.com

Девушки начинали готовить себе приданное за несколько лет до того момента, как достигали брачного возраста. Будущие невесты ткали и шили сорочки для себя и будущего мужа, стараясь максимально красиво их украсить вышивкой. Также шились различные пояса. Согласно поверью, опоясывая жениха, девушка как бы оберегала его от всех напастей и несчастий. Считалось, что если женщина доверит другой шить, украшать или даже стирать одежду своего мужчины, то так она может потерять его любовь.

Одежда богачей


Если в современном мире не всегда можно однозначно сказать какой достаток у человека после первого знакомства с ним, то в Киевской и Московской Руси всё было иначе. Бросив даже мимолётный взгляд на прохожего можно было понять, к какому сословию он относится, насколько он богат и так далее.

Если мужчины-простолюдины ограничивались рубахой и портами, то купец, боярин, воин не мог так просто выйти на улицу. Единственное место, где он мог ходить только в рубахе – был его дом. Перед выходом в люди человек более знатного происхождения и высоко достатка должен был надеть поверх тех же рубахи и портов верхние порты. Чаще всего нижние штаны делались из обычной ткани, а вот верхние должны были подчёркивать его статус и выполнялись из шёлка, парчи и прочих дорогих тканей. Зимой зажиточные люди носили порты на меху.


Если мужчины-простолюдины ограничивались рубахой и портами, то купец, боярин, воин не мог так просто выйти на улицу // Фото: mylitta.ru

С рубахой было тоже всё не так просто. Поверх неё нужно было надеть воротник-ожерелье, а также запястья, украшающие рукава. Отделка этих предметов гардероба могла быть какой угодно. Всё зависело от материального положения клиента и фантазии мастера.

После этого надевался зипун. К слову, некоторые простолюдины также носили зипун, если он не мешал им работать. Зипун считался верхней одеждой для простолюдина и промежуточной для знатного человека. Поверх зипуна знатные люди надевали кафтаны. Изначально они простого кроя и расширялись книзу. Позже под влиянием заграничной моды, в Московской Руси стали носить так называемые польские кафтаны. Они были приталенными и имели широкий рукав на плече, сужавшийся к запястью.


Польские кафтаны были приталенными и имели широкий рукав на плече, сужавшийся к запястью // Фото: mylitta.ru

Если человек был очень богат или же являлся боярином, то сверху он мог надеть шубу. Бояре носили шубы даже летом, поскольку это подчёркивало их статус.

Большое значение в одежде богачей, как и у бедных, имел пояс. Если у простолюдинов он был чуть ли не единственным украшением в повседневной одежде, то знатные с помощью пояса снова же подчёркивали свою сословную принадлежность. К примеру, завязанный на талии пояс у военного делал акцент на его подтянутой и сильной фигуре. А вот пояс практически на бёдрах должен был подчеркнуть внушительный живот боярина. Полнота в древние времена считалась одним из первых признаков здоровья и богатства. Девушке с острыми локтями было довольно сложно найти себе супруга, так как она считалась больной.

Женская мода


Представительницы прекрасного пола из привилегированных сословий также, как и простолюдинки носили рубаху и сарафан. Его подпоясывали под грудью. Примечательно, что книзу сарафан мог расширяться вплоть до шести метров. Если девушка была из простой семьи, то её сарафан шился из шерсти, если из знатной, то из шёлка, парчи, бархата и прочих дорогих тканей. Простолюдинки также продолжали носить поневы и запоны. Запоной называется накидка, не сшитая по бокам. Она надевалась поверх базовой одежды.

Как и мужчины, знатные женщины носили на себе гораздо больше одежды. Одновременно на девушке могло быть надето пять – шесть вещей. К ним относилась душегрея либо телогрея. Если душегрея представляла собой декоративную часть костюма и доходила до пояса, то телогрея была длиннее и выполнялась из более плотной ткани. Она реально могла согреть свою обладательницу. Зимой женщины носили шубы, а в тёплое время года – летники, представлявшие собой верхнюю накладную одежду со свисающими до пола рукавами. Такие рукава пользовались популярностью как среди женщин, так и мужчин. Их главной задачей было подчеркнуть, что человек не имеет никакого отношения к труду.


Одновременно на девушке могло быть надето пять – шесть вещей // Фото: mylitta.ru

Знатные женщины также не показывались на публике с непокрытой головой. Они носили богато украшенные платки и кокошники. Кроме того, в национальных костюмах Киевской и Московской Руси ярко просматривается влияние скифов, а именно в подвесках, крепившихся к головным уборам в районе висков, браслетах и плоских ожерельях.

Костюмы наших предков вдохновляют современных дизайнеров на создание своих коллекций. А некоторые традиции не растерялись с годами и до сих считаются актуальными.
Хотите больше интересных публикаций от интернет-издания «Русская Судьба»? Экономьте свое время, подписывайтесь на нас в социальных сетях: #Вконтакте #Одноклассники #Фейсбук
≡ Поделиться публикацией ≡
Комментарии