Представители финно-угорского народа водь (самоназвания – ваддялайзыд, вадьякко, ваддя) считаются коренным населением Ленинградской области. Это один из древнейших народов, сохранившихся на территории современной России: он существовал уже в VII–VIII веках
Представители финно-угорского народа водь // Фото: culture.ru
Колоритный народный язык води не имел письменности, но благодаря стараниям эстонских исследователей была разработана грамматика, появился словарь водского языка, опубликовано несколько сборников текстов в латинской транскрипции. У народности была богатейшая песенная культура. Пение сопровождалось игрой на кантеле. Знаменитый собиратель фольклора и составитель «Калевалы» Элиас Лённрот от одной только жительницы деревни Котлы узнал сразу 29 свадебных песен.
Основным занятием води издревле было земледелие. Это подтверждают и раскопки в средневековых могильниках, среди находок обнаружены серпы, косы, жернова. Исторические сведения о народе немногочисленны. В русских летописях говорится лишь о бедствиях и войнах, связанных с племенем водь, жившим на окраинах новгородских владений. «…Велика бяше сеця вожаном, и паде их бещисльное число», – гласит первая новгородская летопись от 1069 года о победе над полоцким князем Всеславом. Северо-западные новгородские земли в Ливонии назывались Ватланд.
После покорения Новгорода Иваном III в 1478 году город поделили на пятины (буквально – «пятая часть земли»). Одна из них называлась Водской. Издавна основной крестьянской едой были хлеб, похлебки и каши, а с середины XIX века к ним добавился картофель. Ржаной хлеб пекли на закваске в русской печи. Обычно водские хозяйки выпекали столько хлеба, чтобы его хватило на всю неделю. Караваи были круглые или овальные, большие, иногда весом в 4–4,8 кг. За один раз выпекали 4–5 хлебов, которых хватало на много дней.
Мясо ели редко, обычно по воскресеньям и праздникам или перед тяжелой работой. С осени его засаливали в бочках, весной куски солонины подвешивали для сушки на длинной жерди под застрехой крыши, а потом их опять складывали в чистые бочки. Свежее молоко пили только дети, взрослые же ели снятую простоквашу – лянтю (l?nty). Кроме простокваши в водских деревнях пили травяной чай, в том числе и из листьев иван-чая (Epilobium angustifolium). Именно на водской земле в селение Копорье заготавливали иван-чая больше всего, поэтому напиток и получил название «копорский чай». Копорский чай был известен за границей не меньше, чем китайский шелк или дамасская сталь, там его называли русским чаем. Великобритания, владевшая огромными чайными плантациями в Индии, покупала ежегодно сотни тысяч пудов копорского чая, предпочитая его индийскому. Уходя в дальнее путешествие, русские моряки обязательно брали с собой иван-чай для того, чтобы пить самим, и в качестве подарков в иноземных портах. На Руси считалось, что копорский чай может предупредить или вылечить 90% всех известных заболеваний того времени. Он обладает противовоспалительным и успокаивающим действием. Помогает в борьбе с курением и в избавлении от алкогольной зависимости.
У водей, как и у многих других финно-угорских народов, на фасаде дома или подсобных помещениях можно было увидеть семейный знак. Вероятно, он играл роль оберега. При делении покосов каждый хозяин после раздела помечал участок жеребьем – колышком, на котором вырезал или выжигал свой знак. Рыбаки наносили отметины на поплавки, дабы не перепутать сети. Обозначались предметы обихода и орудия труда. Найденные расписки крестьян Ингерманландии XVIII века подтверждают вероятность использования семейных знаков в качестве подписи. Знак представлял собой простую геометрическую фигуру. Сын наследовал его после смерти отца, добавляя к геометрическому символу дополнительную черточку.
Это один из древнейших народов, сохранившихся на территории современной России: он существовал уже в VII–VIII веках // Фото: regnum.ru
Води полагали, что в лесу хозяйничает леший, а каждый камень, дерево, река, болото или цветок имеет своего духа. Чтобы защититься или примириться с ними, необходимо знать сотни заговоров и приносить жертвы. Праздники у народа водь, в том числе и самый большой – день святого Ильи, проходили под сенью священных деревьев или у святых источников и каменных крестов. Несмотря на сложности поиска, энтузиастам удалось найти священный Ильин дуб в деревне Корветино (Кингисеппский район Ленинградской обл.). Местность вокруг него изменилась до неузнаваемости. Раньше дерево стояло в чистом поле, теперь вокруг разросся густой лес.
Известно, что води практиковали пробный брак. Молодые люди держали возле себя невест от пяти недель до полугода, «а будет им которая девка или вдова по любви, и они-де с теми и венчают… а будет не по любви, и они-де отсылают их от себя». Поощрялась и брачная свобода: помимо одной жены муж мог иметь еще нескольких, женщинам также не возбранялось жить с другими мужчинами.
Хотите больше интересных публикаций от интернет-издания «Русская Судьба»? Экономьте свое время, подписывайтесь на нас в социальных сетях: #Вконтакте #Одноклассники #Фейсбук